Что такое культура (3) - Доклад. Что такое культура? Что такое массовая культура

Аида Арутюнова
«Что такое культура поведения ребёнка?»

Воспитание культуры поведения у ребёнка является составной частью его нравственного воспитания. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты : культура деятельности , культура общения , культурно-гигиенические навыки и привычки .

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях , в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности- значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности- естественная тяга к интересным, содержательным занятиям.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Культура общения обязательно предполагает культуру речи . Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Ребёнка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы» . Не менее важно научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Культурно- гигиенические навыки- важная составная часть культуры поведения . Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Привитые в детстве навыки, постепенно совершенствуются и перерастают в привычки. Они в свою очередь приносят ребёнку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Разработали воспитатели: Балакина Любовь Николаевна Масленникова.

Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием.

Конспект занятия в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: 1. Формировать умение детей решать нравственные ситуации. 2. Учить.

Консультация для родителей «Причины и меры предупреждения плохого поведения ребёнка» Причины и меры предупреждения плохого поведения. Иногда, дети ведут себя совсем не так, как хотелось бы нам – взрослым. Но всем капризам.

«Культура поведения дошкольников». Круглый стол для родителей воспитанников ДОУ Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников. Материалы: фишки красного, желтого, синего.

лат. cultura – возделывание, обрабатывание, уход, разведение; земледелие; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание) – 1. творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как исторический жизненный путь общества, и это может включать очень многое: нормы права и морали, обычаи, язык, одежды, ритуалы, идеологию, мифологию, орудия труда, поведение, искусство, знания, науку, систему убеждений и верований и др. Существенным и неуклонно растущим по своей значимости элементом всякой культуры является отношение общества к психиатрической патологии, душевнобольным людям, психическому здоровью и психологическому благополучию населения; 2. система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех основных ее проявлениях. Некоторые исследователи различают три уровня культуры. Первый уровень культуры – это «реликтовые программы, которые существуют в современном мире, но утратили свое значение в качестве регулятива, например, суеверия. Второй уровень культуры – это программы, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. Третий уровень культуры – программы социальной жизни, адресованные в будущее: теоретические знания, идеалы будущего социального устройства, новые нравственные принципы, которые еще не стали повседневной реальностью, но некоторые нормы, возможно, могут такими стать. С определением последних связаны основные трудности, так как не существует четких критериев того, что именно является прогрессивным, жизнеспособным и воплощает в себе ростки грядущего. Указанное деление является достаточно механистическим. В реликтовых культурах, помимо невежества и суеверий, есть и немало позитивного, гармонизирующего отношения человека с обществом и природой. В то же время господствующие ныне цивилизационные нормы разнонаправлены, они, наряду с ускоряющимся научно-техническим прогрессом, содержат и разрушительное начало, которое более полувека назад поставило человечество на грань самоуничтожения.

Поведение человека, его внутренний мир, душа, здоровье - это в равной степени результат воздействия и природы, и культуры, его воспитания, влияния социума и собственного выбора, саморазвития, тут нет и, очевидно, не может быть дилеммы, альтернативы, на чем настаивают, в частности, некоторые культурологи, но всегда существует уникальное, диалектическое единство разных сторон индивидуальной культуры, так что абсолютизация роли того или иного фактора едва ли правомерна. В известной степени сказанное относится и к патологии человека. Некоторая часть заболеваний вызвана преимущественно генетическими факторами, другая – социальными, культурными, но и здесь нет места крайностям. Так называемые болезни цивилизации, а ими являются также многие, если не большинство психических расстройств, есть в значительной своей части и культурологический феномен, указывающий среди прочего на глубокие и нерешаемые проблемы современного общества, на его неспособность быть адекватным человеческой природе или даже на использование культурных достижений против этой природы. Болезни, как считают некоторые исследователи, – это символ того, что современное общество глубоко дисгармонично, оно больно само, так как устроено по стихийному или даже искусственному проекту, причем в интересах относительно небольшой группы населения. Невозможно расчитывать на действенную профилактику и преодоление психиатрической патологии без радикальных изменений как современной культуры в целом, так и в том ее виде, в каком она включается во внутренний мир человека.

Человек создает не только культуру, но и определеные представления о ней, при этом культурный антагонизм часто является следствием глубоких различий в культурной идеологии. Потому столь относительны представления о “высших” и “низших” формах культуры, угрозах культуре со стороны “безразличных масс” или “хорошо осведомленной и критически настроенной публики” и т.п. Очевидно значительное влияние культуры не только на психологию людей, но и их психопатологию. Примером того является существование культурно специфических психопатологических явлениий. К.Хорни (1950), помимо того, указывает:»Можно легко поставить диагноз перелома бедра, не зная национальности пациента. Однако поставить диагноз какого бы то ни было психического расстройства, не зная национальной принадлежности больного, было бы большой неосторожностью и, скорее всего, ошибкой». В свою очередь люди не только испытывают влияние на себя со стороны культуры, но и сами влияют на нее созидательным либо разрушительным образом, а это в немалой степени зависит от того, насколько они сами благополучны в психическом отношении и гармонизированы как личности.

Большое беспокойство относительно культурной политики и упадка состояния культуры в РФ высказывают многие культурологи и сами деятели культуры, при этом открыто, начиная с первых лет 21 столетия, до этого несколько десятилетий бушевал скрытый, как подземный, пожар. Об этом лучше всего говорят программные и реализованные на деле слова теоретика и практика «холодной войны» против СССР американца Далласа: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболванивае и одурачивание людей…Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…Из литературы и искусства, например, мы постепеноо вытравим их социальную сущность…Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства…Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства…В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны…Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость и предательство. Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу – все это расцветет махровым цветом…И лишь немногие…будут догадываться или даже все понимать,…таких людей мы поставим в беспомощное отношение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества…Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов». При этом Даллас делает ставку на «пятую колонну», эмигрантские круги, антисоветски настроенных аборигенов, националистов, и подчеркивает мкжду прочим необходимость и того, чтобы в России не было «власти над главными национальными меньшинствами», то есть евреями. Состояние образование и здравоохранения, эта два трупных пятна на теле теперешней РФ, не говоря о ряде других вещей, лучше всего характеризуют культурный статус страны и ее рядового населения.

КУЛЬТУРА

англ. culture) - ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие "К." (так же, как и понятие "общество") чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. гуманитарных науках (особенно в культурной антропологии, этнографии). К. - одно из наиболее характерных свойств, присущее любому устойчивому объединению людей (Э. Гидденс). Син. (неполные) культурный опыт, общественно-исторический опыт, социальная наследственность. Существуют сотни определений К. Лучшим из них остается классическое, квази-формальное определение Э. Тайлора: К. слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др. способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

К. все превращает в знак, посредством которого транслируется опыт К. Более полное представление о К. дают приводимые ниже живые метафоры: К. - это плодотворное существование (Б. Пастернак). Рост мира есть К. (А. Блок). Слово есть архетип К.; К. - культ разумения; слова - воплощение разума (Г. Шпет). К. - это язык, объединяющий человечество; К. - это среда, растящая и питающая личность (77. Флоренский). К. - это связь людей; цивилизация - это сила вещей (М. Пришвин). К. - это усилие человека быть (М. Мамардашвили). Человек в качестве человека не может существовать без К. К. - это то, что дает человеку возможность разговаривать с самим собой, а потому даже для отшельника такой проблемы не существует (С. Аверинцев). Вся человеческая К. до сих пор остается протестом против смерти и разрушения... (Вяч. В. Иванов). Эстетическая К. есть К. границ и потому предполагает тонкую атмосферу глубокого доверия, обымающую жизнь (М. Бахтин). Современные дикари - не остатки примитивного человека, а дегенераты когда-то бывших К. (А. Белый). К. - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Ф. Ницше). К. - это заклятие хаоса (А. Белый), След. определение выражает существо дела, схватывает и задает способ построения К., характеризует культурный акт как таковой: собственно культурным актом является созидательное действие, посредством которого мы извлекаем logos некоего объекта, до этого момента являвшегося необозначенным (X. Ортега-и-Гассет).

Приведенные метафоры, хотя и не приближают к научному определению К., зато дают почувствовать, что самая верная их защитница - это К., а самый опасный враг - это бескультурье. К сожалению, это значительно лучше известно людям, крайне далеким от К., которые умеют все обернуть себе на пользу, даже К. К. непосредственна, искренна и скромна, а бескультурье расчетливо, притворно и нагло. К. бесстрашна и неподкупна, а бескультурье трусливо и продажно. К. совестлива, а бескультурье хитро, оно стремится рядиться в ее тогу. Причина этого в том, что К. первична, непреходяща, вечна, а бескультурье подражательно, преходяще, временно, но ему, при всем своем беспамятстве, больше, чем К., хочется в вечность. К. непрактична, избыточно щедра и на своих плечах тащит в вечность Неронов и Пилатов, что, впрочем, не оказывает на их последователей отрезвляющего влияния. К. ненавязчива, самолюбива и иронична, а бескультурье дидактично, себялюбиво и кровожадно: "Невежда начинает с поучения, а кончает кровью" (Пастернак).

Сила К. в преемственности, непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях. Творчество в любой сфере деятельности должно быть замешано на дрожжах К., пользоваться ее памятью.

Только преемственность и форма могут обеспечить обновление и откровение. К. находится "на границе" прошлого и настоящего, настоящего и будущего. История К. - это "летопись не прошедшего, а бессмертного настоящего" (О. Фрейденберг). К. обеспечивает движение исторического времени, создает его семантику, мерой которой являются мысли и действия. Без К. время застывает и наступает безвременье или времена временщиков. Но поскольку движение истории продолжается, значит, защитный механизм К. даже во время остановок этого движения (которым Аверинцев дал удачное наименование "хронологической провинции") права голоса не утрачивает, хотя и становится едва слышим.

Приписывание К., идеальной форме, социальной среде функций источника или движущей силы развития вынуждает К., помимо ее воли, быть агрессивной, оставляет неясной роль в развитии самого развивающегося индивида. А он не только не пассивен, но сам становится источником и движущей силой развития К., порождения новых идеальных форм, переосмысления старых. К несчастью, он иногда слишком энергично вносит вклад в изменение окружающей среды, в т. ч. и К. Отношения организма и среды, человека и К. следует признать взаимно активными, коммуникативными, диалогическими. Диалог м. б. дружественным, напряженным, конфликтным, он может переходить и в агрессию.

Человек может принять вызов со стороны К. или остаться равнодушным. К. также может пригласить, а может оттолкнуть или не заметить. Между К. и индивидом существует разность потенциалов, что и порождает движущие силы развития. Эти силы находятся не в К. и не в индивиде, а между ними, в их взаимоотношениях. (В. П. Зинченко.)

КУЛЬТУРА

Culture; Kultur) - у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. е. некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, принадлежащей к коллективному.

С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.

КУЛЬТУРА

culture) - 1. Популяция микроорганизмов (обычно бактерий), выращенных в твердой или жидкой питательной среде (culture medium); такой средой чаще всего являются агар, питательный бульон или желатин. Монокультура (pure culture) содержит один вид бактерий. Культивирование с введением материала прокалыванием плотной питательной среды (stab culture) представляет собой бактериальную культуру, выращенную в твердой пробке внутри бутылки (или пробирки); среда инокулируется путем прокалывания се тонкой проволочкой, на конце которой находятся данные бактерии. Запасная культура (stock culture) является неизменной бактериальной культурой, из которой начинают развиваться подкультуры. См. также Культура тканевая. 2. Культивирование (выращивание) бактерий или других микроорганизмов.

КУЛЬТУРА

1. Система информации, в которой кодируется способ, которым люди в организованной группе, обществе или нации взаимодействуют со своим социальным и физическим окружением. В этом смысле термин употребляется для обозначения набора правил, моральных норм и способов взаимодействия внутри группы. Основной смысл здесь заключается в том, что культура рассматривается как то, что не передается по наследству. Каждый член общества должен изучать систему и структуру своей культуры. 2. Группа или собрание людей, которые владеют одной и той же системой, описанной в 1.

КУЛЬТУРА

организация жизни людей, представленная в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных институтов, нравственных норм и ценностей, предопределяющих отношения человека к окружающему миру, другим индивидам и самому себе.

Психоаналитические представления о культуре нашли отражение в трудах З. Фрейда, включая его статью «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» (1908), а также работы «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930). Под культурой он понимал «всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

В статье «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» З. Фрейд высказал мысль, согласно которой в общем и целом культура построена на подавлении страстей человека. По его мнению, каждый человек поступился частью своих сексуальных влечений, агрессивных и мстительных наклонностей и из этих вкладов выросли материальные и духовные блага культуры. Исходя из истории развития сексуального инстинкта он различал три ступени культуры: (1) на которой удовлетворение сексуального влечения не преследует цели размножения; (2) на которой все, не служащее цели размножения, подавлено; (3) на которой только законное размножение допускается в качестве сексуальной цели.

По мере развития культуры возрастали требования, предъявляемые к человеку и связанные с подавлением его сексуальных и агрессивных влечений. Однако, как считал З. Фрейд, для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать культурным требованиям. Строгое следование данным требованиям приводит таких людей к невротизации. «Невротики – это тот класс людей, которые при сопротивлении со стороны организма под влиянием культурных требований только кажущимся образом и неудачно подавляют свои инстинкты и вследствие этого могут работать на пользу культуры только или с большей затратой, или при внутреннем оскудении, или же от времени до времени, как больные, должны от нее отказаться».

В работе «Будущее одной иллюзии» основатель психоанализа сформулировал несколько положений, касающихся психоаналитического понимания культуры. Их суть сводилась к следующему: всякая культура покоится на принуждении и запрете влечений; существование культуры зависит от напряженного труда и самоотречения; институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, поскольку люди не имеют спонтанной любви к труду, а доводы разума бессильны против страстей; каждый отдельный индивид «виртуально является врагом культуры»; у всех людей имеют место антикультурные тенденции и у большинства лиц они достаточно сильны, чтобы определять их поведение в обществе; проблематичным является ответ на вопрос о том, достижимо ли такое переупорядочение человеческого общества, в результате которого иссякнут источники неудовлетворенности культурой; если бы удалось враждебное культуре большинство превратить в меньшинство, то тем самым «было бы достигнуто очень многое, пожалуй, даже все, что можно достичь».

Поскольку культура строится на принуждении к труду и на отказе от влечений, то она неизбежно вызывает сопротивление со стороны многих людей. Чтобы поддержать свое существование и развитие, она должна защищать себя. Средствами защиты служат принуждение и иные меры, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы. Эти средства З. Фрейд назвал «психологическим арсеналом культуры». Образование Сверх-Я, олицетворяющего собой уход внешнего принуждения внутрь человеческой психики, – «в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры». Личности, в которых произошло усиление Сверх-Я, превращаются из противников культуры в их носителей. Однако, как подчеркивал основатель психоанализа, большинство культурных людей не отказывают себе в удовлетворении алчности, агрессивности, сексуальных страстей, и это продолжается на протяжении всей истории развития культуры.

В работе «Недовольство культурой» З. Фрейд подчеркнул, что вследствие изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад. Поэтому культура должна напрягать все свои силы, чтобы положить предел сексуальным и агрессивным влечениям человека, сдержать их с помощью соответствующих психических реакций. Для этого на службу привлекаются средства идентификации и сублимации. Кроме того, как в каждом человеке формируется Сверх-Я, так и в каждом культурном сообществе образуется Сверх-Я культуры, имеющее свои идеалы и требования, к которым относятся объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми. И если развитие культуры имеет сходство с развитием индивида, то психоаналитик вправе поставить вопрос о том, не являются ли многие культурные эпохи невротическими.

В конечном счете З. Фрейд пришел к убеждению, согласно которому программе культуры противостоит инстинкт агрессивности, агрессивное влечение является представителем инстинкта смерти и, следовательно, смысл культурного развития состоит в противоборстве между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. По его мнению, роковым для рода человеческого остается вопрос: «удастся ли – и в какой мере – обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого существования».

Представления З. Фрейда о культуре получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. Широко распространенной стала точка зрения, в соответствии с которой развитие культуры способствует подавлению сексуальных влечений человека, что ведет к его невротизации. Вместе с тем некоторые исследователи выступили против обнаруженного З. Фрейдом своего рода замкнутого круга – подавление влечений человека ведет к становлению культуры, развитие которой, в свою очередь, способствует еще большему их подавлению. В частности, Г. Маркузе (1898–1979) предпринял попытку вывести из теории инстинктов основателя психоанализа возможность развития нерепрессивной культуры. В работе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955) он стремился показать, что «негативные стороны современной культуры указывают на устаревание существующих общественных институтов и возникновение новых форм цивилизации», сама теория Фрейда дает основания воздержаться от отождествления цивилизации с репрессией и, следовательно, возможна концепция «нерепрессивной цивилизации», основанная на принципиально иных отношениях между человеком и природой, на «принципиально ином опыте человеческого бытия».

уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей К. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности. Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. - высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи). (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001.) См. также Культура поведения, Культура речи

Отличное определение

Неполное определение ↓

Подробное решение параграфы §17 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания

1. В каких значениях употребляется слово «культура»? Как вы думаете, в чем заключаются такие явления, как культура быта и культура личности?

Слово «культура» употребляется в следующих значениях:

1. в переводе с латинского «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие», «образование», «воспитание», «почитание». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли.

2. культура как совершенствование человеческих качеств (в XVIII в Европе), культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Такое понимание «культуры» сохранилось до сегодняшнего дня и связано у нас с изящной словесностью, картинной галереей, консерваторией, оперным театром и хорошим воспитанием.

3. как синоним «культурности» - «культурный человек», «культурно вести себя».

4. как система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействие людей.

Культура личности – в данном случае понятие культура фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности.

Культура быта представляет собой особенности уклада жизни, ведения деятельности в различные периоды истории.

2. Что такое элементы культуры? Входят ли в их число добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур? Или это культурные комплексы?

Элементы, или черты, культур – это исходные точки культуры, то, из чего создавалась культура на протяжении тысячелетий. Делятся на материальную и нематериальную культуру.

Добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур - все это элементы культуры. Однако, к культурным комплексам можно отнести траур и искусство прически, так как они включают в себя несколько элементов культуры. Если рассматривать обычай дарить подарки в современном обществе, то его тоже можно отнести к культурным комплексам, т. к. мы используем несколько элементов (подарочная упаковка, открытка и сам подарок, т. е. есть минимальные условия для данного обычая). Если добывание огня относить ко времени первобытных людей, то это элемент культуры, т. к. человек использовал то, что ему дала природа (дерево, камень). Язык тоже можно рассматривать как культурный комплекс. Он служил для накопления, хранения и передачи знаний. Со временем звукам в языке придумывают графические знаки. В данном случае для записи языка используется несколько отдельных элементов культуры (то, чем пишут и то, на чем пишут).

3. Расскажите о культурных универсалиях и их предназначении.

Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства.

Культурные универсалии включают в себя спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверия, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя, послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Семья, существует у всех народов, но в разной форме. Традиционная семья в нашем понимании – муж, жени и дети. В некоторых народах мужчина может иметь несколько жен, а в других женщина может быть замужем за несколькими мужчинами.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, независимо от места проживания, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Так как он живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствие и т. п.

4. * Свойственны ли русскому народу такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи? В чем они выражаются?

Да, русскому народу свойственный такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи. Выражаются они в следующем:

Жестикулирование- например, для того, чтобы ответить на уроке, мы поднимаем руку тем самым обращая на себя внимание.

Нательные украшения – например, обручальные кольца, которые одевают молодожены как знак того что они женаты; крестик как признак принадлежности к православной вере.

Мифология – в современное время к мифологии можно отнести астрологические прогнозы, вера в сверхъестественные способности человека (ясновидение, телекинез), использование нетрадиционных методов лечения, использование различных оберегов и др.

Приготовление пищи – например до сих пор использование квашения и соления как способов заготовки продуктов на зиму.

5. Что такое культурный комплекс? Приведите примеры из повседневной жизни. Можно ли отнести к культурному комплексу компьютерное пиратство, науку, обучение в школе?

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

1. Образование, которое включает в себя детский сад, школу, университет, столы, стулья, доска, мел, книги, воспитатель, учитель, ученик и др.

2. Спорт: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежа, мяч, пенальти, форвард и др.

3. Приготовление пищи: повар, кухня, посуда, плита, продукты питания, специи, кулинарные книги и др.

Да, к культурному комплексу можно отнести компьютерное пиратство, науку и обучение в школе, потому что эти понятия включают в себя несколько культурных элементов, связанных между собой.

6. * Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его охраняют? Приведите конкретные примеры.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Охрана культурного наследия закреплена в нормативно-правовых актах разных государств. В РФ это Конституция Российской Федерации, ст. 44, в которой говорится, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Также существуют различные Федеральные закон и акты, которые помогают в охране культурного наследия РФ. Например, «Основы законодательства о культуре Российской федерации» (1992 г.), «Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации»» (2002 г.), «Положение и государственной историко-культурной экспертизе» (2009 г.), «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (2008 г.) и др.

Рядовые граждане могут участвовать в охране культурного наследия следующим образом:

1. Приобщение людей к творчеству и культурному развитию, любительским искусствам (народные танцы, народные песни), ремеслам (гончарство, кузнечное дело).

2. Благотворительность, меценатство и спонсорство в области культуры, т. е. покупка картин для музеев, поддержка деятелей искусства, организация гастролей театров.

А также обычаи и памятники культуры передаются из поколения в поколение.

В качестве примеров участия граждан в охране распространения культурного наследия страны можно привести народные хоры, которые есть на территории РФ – Кубанский казачий хор, Сибирский народный хор, Русский народный хор и др. А также различные ансамбли русских народных танцев, которые занимаются распространением и пропагандой народного фольклора.

7. Чем отличается материальная и нематериальная культура? К какому виду относятся: театр, авторучка, книга, приветствие, улыбка, обмен подарками?

Материальная культура – это то, что было создано руками человека (книга, дом, одежда, украшение, машина и др.).

Нематериальная культура, или духовная культура – результат деятельности разума человека. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением (нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык).

Театр как здание относится к материальной культуре, а театр как вид искусства – к нематериальной культуре.

Приветствие, улыбка, обмен подарками – элементы нематериальной культуры.

8. Расскажите о тех нормах этикета, которые вам приходится соблюдать в повседневной жизни.

Утром мы говорим своим родным «доброе утро», здороваемся с соседями, учителями, друзьями. Во время приема пищи мы используем тарелку, вилку, ложку, нож, а не едим руками. Все мы помним, как родители нам говорили не чавкать, не ставить локти на стол. Мы поддерживаем порядок в своих комнатах и в квартире в целом. В школе на уроках мы не должны шуметь и не выкрикивать с места, а поднять руку для ответа, не разговаривать, уважительно относится к одноклассникам, учителям и не портить школьное имущество. И в школу мы должны приходить подготовленными к урокам и в школьной форме.

Когда мы обращаемся с просьбой к кому-либо - говорим «пожалуйста», а после выполнения нашей просьбы говорим «спасибо».

9. * Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю соблюдения этикета важным в жизни. Правила хорошего поведения помогают людям чувствовать себя уверенней в любой ситуации. Хорошие манеры помогают приобрести людей. Вежливые и доброжелательные люди пользуются наибольшей популярностью. Хорошие манеры помогают получать удовольствие от общения с родственниками, друзьями и просто незнакомыми людьми.

Проблема. Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?

Культурное наследие способствует развитию общества. Человечество имеет огромный опыт в разных областях, таких как строительство, приготовление пищи, искусство, воспитание детей и др. В уже имеющиеся знания современные люди привносят нечто новое, тем самым совершенствуясь и развиваясь. Например, строительство домов. Используются уже накопленные знания, но и привноситься нечто новое, что способствует улучшению качеств современных домов по сравнению с домами предыдущих эпох. То же самое и с воспитанием детей. Люди используют то, что досталось им от предыдущих поколений, корректируя методы воспитания исходя из современных реалий.

Практикум

1. Ученые часто определяют культуру как форму и результат приспособления к окружающей среде. Не вызывает ли у вас недоумение подобная простота в обращении с понятиями? Что общего, спросим мы ученых, между народным эпосом, сонатами Прокофьева и Сикстинской Мадонной Рафаэля, с одной стороны, и суровой, но очень приземленной необходимостью добывать пропитание, согреваться, строить жилье, копаться в земле? Дайте обоснованный ответ.

В современном понимании окружающая среда – это не только природные условия, в которых живет человек, но и среда деятельности человека, которая включает в себя и взаимодействие с другими людьми или группами людей. И если изначально слово «культура» связывалось только с возделыванием земли, то со временем оно приобретает и другие значения. Первоначально у людей была цель выжить. Но со временем общество развивалось, и кроме строительства жилья люди начали украшать его; одежда начала выполнять другую функцию – она уже не только согревала человека, но и украшала его, соответственно появляется мода. А это тоже своеобразные способ приспособления к окружающей среде, способ вписаться в общество, приспособиться к новым условиям. То же самое и живописью. Наскальные рисунки носили ритуальный характер и должны были способствовать удачной охоте. Со временем люди одомашнили животных, научились их разводить, освоили возделывание сельскохозяйственных культур. И со временем живопись приобретает эстетический характер, но при этом не уходит от своих основ (роспись храмов библейскими сюжетами). Это же относится и к музыке. Первоначально она используется в ритуалах (религиозных, во время свадьбы, похорон, колыбельные для детей) и со временем также приобретает эстетический характер.

Таким образом, общим между данными примерами то, что все они – явления культуры, но явления разных периодов истории, развивавшихся на протяжении всей истории человечества.

2. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К материальной культуре относятся: медаль, карета, бокал, амулет, револьвер, глобус, джинсы, телеграф, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К нематериальной культуре относятся: дуэль, теория, магия, диспут, гостеприимство, крещение, свадьба, закон, святки, карнавал.

Слово «культура» имеет латинские корни и обозначает «возделывать почву». Какая же связь между земледелием и поведением человека, ведь именно к нему относятся широко используемые в русском языке фразы: речи, культурный человек, духовная культура личности , физическая культура. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое культура как общественное явление?

Действительно, связь «человек-природа» лежит в основе как сложного многообразного явления. Человек в природе нашел возможность для творческой реализации своих способностей. Деятельность человека по преобразованию природного мира, отражение природы в продуктах деятельности, влияние природы и окружающего мира на внутренность человека трактуется как культура.

Культура имеет некоторые отличительные свойства - преемственность, традиции, новаторство.

Каждое поколение несет в себе опыт культурного освоения мира предыдущих поколений, строит свою преобразующую деятельность на устоявшихся принципах, стилях, направлениях, и, как результат усвоения предшествующих достижений, рвется вперед, развивая, обновляя и совершенствуя окружающий мир.

Составные части культуры - материальная и духовная.

Включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением.

Духовная культура - это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Кроме того, говорят о видах культур. К ним относят:

Создается профессионалами, привелигированной частью общества; не всегда понятна широким слоям общества.

Народную культуру - фольклор -- создается неизвестными авторами, любителями; коллективное творчество.

Массовую культуру - подразумевают концертное, эстрадное искусство, воздействующее через СМИ.

Субкультуру - система ценностей определенной группы, общности.

Что такое культура поведения?

Это понятие определяет совокупность сформированных качеств личности, социально значимых, позволяющих основывать повседневные поступки на нормах нравственности и морали. Усвоение общечеловеческих ценностей позволяет регулировать собственную деятельность в соответствии с требованиями общества.

Однако можно констатировать тот факт, что понятие «культура поведения» и его нормы меняются в зависимости от состояния нравственности в конкретный исторический период развития обшества.

Например, всего двадцать лет назад гражданский брак и внебрачная сексуальная связь строго осуждалась в российском обществе, а сегодня в некоторых кругах считается уже нормой.

Что такое культура речи?

Культура речи - это соответствие речи нормам литературного языка. Насколько она необходима современному человеку, можно судить о возрастающей популярности учебных курсов. Высокий профессиональный уровень предполагает высокий уровень владения речевыми нормами.

Кроме того, индивидуальный уровень духовной культуры человека соответствует его культуре речи.Красивая, модная, вызывает восхищенные взгляды окружающих. Однако, стоит ей открыть рот, как поток нецензурных выражений обрушивается на слушателей. Духовная культура человека налицо.

Что такое культура общения?

Общение - феномен социального общества. Различают Умение продуктивно общаться, взаимодействовать через общение с окружающими людьми, партнерами, коллегами - социально значимое качество современного успешного человека.

Культура общения подразумевает связь трех компонентов.

Во-первых, общение связано с навыками восприятия другого человека, восприятия вербальной и невербальной информации (перцепция).

Во-вторых, большое значение имеет умение передать информацию, чувства партнеру по общению (коммуникация).

В-третьих, взаимодействие в процессе общения (интеракция) является решающим в оценке эффективности общения.

Культура - многоплановое, сложное понятие, характеризующее определенный уровень развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.