Эмилия экхарт. Истории любви

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ЭТО ПРАВДА? Исчезновение Амелии Эрхарт

    ✪ Лив Тайлер медитирует? Да и она это не скрывает.

    ✪ Авиаторы - 2009.10.18

    Субтитры

Ранние годы

Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисоне (штат Канзас) в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

С ранних лет сёстры Эрхарт пользовались необычайной, для того времени, свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10 лет Амелия впервые увидела самолёт , но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».

Со временем финансовое положение семьи ухудшилось; Эдвин Эрхарт начал сильно пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала - сначала в Де Мойн (Айова), затем в Сент Пол (Миннесота). К 1915 году семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок… В итоге Эми, забрав дочерей, переехала к родственникам в Чикаго . Тем не менее, осенью 1916 года, использовав деньги, полученные по завещанию, мать отправила Амелию в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании .

Замужество

В начале 1931 года Амелия Эрхарт приняла предложение о браке своего «пресс-агента» и делового партнёра Джорджа Путнама, который к этому времени развёлся с первой женой. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла 7 февраля 1931 года в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортёров не был на неё допущен, и уже через два дня молодожёны вернулись к своей работе. По мнению большинства друзей и родственников, их брак оказался удачным и был организован на тех принципах равноправного партнёрства и сотрудничества, которые исповедовала Амелия. Тем не менее, некоторые из журналистов, незнакомых с семьёй, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия, однако, была опровергнута в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в том числе их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.

Зенит карьеры: достижения, известность, общественная деятельность

Весной 1931 года Эрхарт одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир ; в апреле она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18 451 фут. На рубеже 1920-1930-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолётам. В реальности, однако, первые образцы автожиров славились высокой аварийностью, особенно на взлёте и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили «Чёрной Марией» («Black Marie»), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что, «вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов».

Тем не менее, весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире «Питкэрн PCA-2» всю территорию США; чистое время в полёте составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией.

Проблемы, однако, «настигли» её на обратном пути. В городе Абилин (штат Техас) во время взлёта на пути автожира оказался «пыльный дьявол» - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на неё с высоты нескольких метров и полностью разрушился. При этом, однако, Эрхарт оказалась даже не ранена. На следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир и лётчица продолжила свой путь на восток.

1932 год - Одиночные полёты через Атлантику

На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжёлых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолётов. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако «подвела матчасть» - неполадки в моторе привели к сильному перегреву, а затем вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолёта. В результате Эрхарт пришла третьей.

Через несколько дней Эрхарт побила собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полёте - 17 часов 7 минут 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелёта вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Эрхарт вела самолёт одной рукой (другой приходилось удерживать крышку люка над головой, так как, если бы её сорвало, она могла бы повредить или снести киль самолёта).

Другие одиночные полёты

Поиски

Когда, по расчётам, на борту «Локхид-Электра» закончилось топливо, ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая крупнейший в мире авианосец «Лексингтон » и линкор «Колорадо », покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились в центральную часть Тихого океана. Корабли и 66 самолётов в течение 2 недель осмотрели 220 000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. Таким образом, несмотря на беспрецедентные поиски, найти Эрхарт так и не удалось. 5 января

Человеческий ум всегда будоражили повествования с загадочным концом, оставляя место воображению дорисовывать возможный финал. Не является исключением история об отважной летчице - Амелии Эрхарт, которая поставила цель - быть первой женщиной-пилотом, совершившей кругосветный перелет.

Детство Амелии

Амелия родилась 24 июля 1897 г. в небогатой семье юриста, работавшего в железнодорожной компании. В те времена заработки юриста сильно отличались от нынешних. Видя, что отец не может обеспечить семью достойным существованием, дед семейства забрал девочку к себе, где она прожила первые 11 лет своей жизни.

Лишь в 1908 году Амелия стала жить в доме своих родителей.

Отец часто брал ее на воскресную ярмарку, где одним из развлекательных шоу были показательные полеты первых самолетов. Однако на 11-летнего ребенка они не производили никакого впечатления.

Юную Амелию Эрхарт больше заботили взаимоотношения ее родителей, которые с годами становились более прохладными. Отец, на фоне экономического кризиса, стал все больше прикладываться к бутылке. Мать, не выдержав жизни с алкоголиком, забрала детей и переехала в Чикаго.

Знакомство с небом

После окончания школы девушка поступила в медицинский университет. Родители, несмотря на разлад, снова начали жить вместе, и в 1920 году Амелия вернулась в родной Канзас. Отец стал много времени проводить с дочерью и, как и раньше, водить ее на авиашоу.

Однажды во время поездки в Калифорнию Амелия Эрхарт совершила свой первый полет на открытом самолете, которые в те времена называли “этажерками”. Конечно, она была всего лишь пассажиркой, но впечатления настолько врезались в ее сознание, что навсегда изменили ее будущее.

Собрав свои сбережения, девушка купила небольшой биплан, назвав его Canary.

Ее инструктором была одна из первых женщин-летчиц - Анита Снук. Она отмечала отважность и хладнокровие Амелии, но вместе с тем бесшабашность, которая привела ее к нескольким авариям. Она вспоминала, как ее ученица, не сумев рассчитать длину взлетной полосы, слишком низко задрала нос самолета во время его отрыва от земли и врезалась в деревья, растущие по периметру взлетки.

Но талант все же раскрылся, и в 1922 году летчица Амелия Эрхарт поставила свой первый рекорд, поднявшись в небо на 4,267 км.

По стопам мужчин

До определенной поры полеты для Амелии были лишь увлечением, которым она занималась в свободное от учебы в университете время. Уже тогда она способствовала распространению популярности авиации среди женщин. В связи с этим имя Эрхарт часто появлялось на страницах газет. Именно это сыграло ключевую роль в том, что она стала первой женщиной-пилотом, пересекшей Атлантику.

Среди мужчин этот рекорд был поставлен еще в 1919 году летчиками Джоном Алкоком и Артуром Уиттеном Брауном, однако среди женщин шла борьба за первенство.

Попытки совершались неоднократно. Впервые достичь берегов Нового Света попыталась Анна Сейвл, прославившаяся одиночными перелетами через Средиземное море. Попытка не увенчалась успехом. Ее самолет так и не добрался до материка.

Затем Френсис Грейсон на своем голубом гидроплане решает совершить перелет, но также терпит неудачу.

Потом было еще несколько попыток, однако женщинам не везло.

Возможно, дело было в том, что они выбирали неподходящее время года, когда господствующие ветры дули в направлении, противоположном курсу самолета, а сильные туманы не давали возможность определить верный путь.

Как был побит рекорд

Случилось это в 1928 году. Все произошло благодаря эксцентричным желаниям жены представителя британской палаты лордов мистера Гетса. Она сообщила супругу, что собирается пересечь Атлантический океан воздушным путем, и по этому случаю приобрела 3-моторный Fokker A VII-3m.

Муж воспротивился, однако леди Гетс настаивала на своем. Видя, что конфликт неизбежен, он согласился с условием, что пилотом будет молодая американская летчица Амелия Эрхарт.

Созвонившись, они объяснили суть своего предложения, которое молодая амбициозная женщина приняла без раздумий. Это событие стало ключевым в биографии Амелии Эрхарт.

Посредником между ними выступил известный на тот момент издатель Джордж Путман, который и составил контракт.

Он имел свои интересы в отношениях с Амелией. Дело в том, что Джордж давно наблюдал за ее летной карьерой и справедливо полагал, что статьи о ее перелете через Атлантику подстегнут интерес к его газете. Кроме того, он планировал выпустить от имени Амелии Эрхарт книгу, описывающую это событие.

Обрадованная возможностью Амелия, но все же не искушенная в ведении бизнеса, с радостью подписала контракт.

Обман организаторов полета

Только во время перелета Амелия поняла, что была лишь вывеской, при помощи которой хитрый издатель привлек внимание к этому событию.

Несмотря на то что по договору была командиром экипажа, она была отстранена от управления самолетом. Путман оказался перестраховщиком и в качестве действующего пилота пригласил мистера Шульца.

Самолет вылетел 18 июня из Ньюфаундленда и, пролетев через Атлантику, приземлился в Уэльсе. Пышная встреча ожидала американский экипаж. Несмотря на жалобы летчицы, что она не принимала участия в управлении самолетом, Амелия Эрхарт признана первой женщиной-пилотом, пересекшей Атлантику.

Фальшивое замужество Амелии

Вскоре после возвращения в Америку в жизни Амелии произошли перемены. Она постоянно получала приглашения выступать с лекциями. В ее честь организовывались вечеринки, на которых мистер Путман с успехом рекламировал ее книгу с названием “20 часов 40 минут”. Более того, издатель поселил ее в своем доме.

Внимание к молодой известной женщине не смогло не сказаться на отношениях между Путманом и его женой, и вскоре они развелись.

Жизнь после перелета стала разочаровывать Амелию. Она видела, что слава, которой она пользуется, заслужена другими людьми. Ее всюду приглашали и поздравляли. Фото Амелии Эрхарт не сходило со страниц газет. Она даже получила поздравительную открытку от президента Соединенных Штатов. Однако это ее больше удручало, чем радовало.

После развода Джордж Путман предложил Амелии стать его женой. Она чувствовала, что определенная корысть в этом предложении имелась с его стороны, но, окруженная роскошью и заботой, приняла его.

В конце концов в подобных союзах любовь не главное. Они оба преследовали свои цели, и каждый мог их реализовать за счет другого.

“Это не то, что я хотела”

Прошло три года светской жизни. Постоянные рекламные турне, съемки в журналах были не по вкусу Амелии Эрхарт. Все же она считала себя больше пилотом, чем светской львицей, и в 1932 году настояла на том, что снова пересечет Атлантику. На этот раз в одиночку.

Перелет состоялся. Она вылетела с острова Ньюфаундленд и, проведя в воздухе 37 часов, приземлилась в Ирландии. И снова начались банкеты и презентации.

В том году Национальное географическое общество признало ее заслуги, вручив ей золотую медаль.

Все больше и больше Амелия скучала по полетам, но рекламные акции ее супруга не оставляли для них места. Наконец она сумела переломить ситуацию и начала больше летать, устанавливая новые рекорды. С этой поры ее полетам муж перестал препятствовать, видя, что для его бизнеса они приносят большую пользу. Более того, он стал всячески ее поощрять.

Шоу начинается

Видя, как супруга прекрасно справляется с ролью пилота, Путман задумал грандиозное шоу, которое, по его мнению, могло сильно продвинуть его издательский бизнес, — кругосветный перелет.

Рассказав о своих планах жене, он неожиданно наткнулся на ее отказ. В душе летчицы было множество сомнений в благополучном исходе подобного предприятия. Зная, какие физические и психические нагрузки испытывает летчик даже во время коротких перелетов, она сомневалась, что выдержит. Кроме того, навигационные приборы того времени не давали информации о точном положении самолета. Поэтому пилот должен был заниматься расчетом курса, кроме управления летательным аппаратом. Еще одной причиной были недостаточные сведения о метеорологических условиях предполагаемого маршрута.

Джордж, почуявший сверхприбыли, уже не хотел упускать добычу. Он начал с уговоров жены, приводил доводы, что техника 30-х годов гораздо более надежная, чем та, на которой она училась летать, что на гонорары можно купить новый самолет для этого предприятия.

Амелия, чувствовавшая фатальный исход, была непреклонна.

Тактика уговоров поменялась

На какое-то время Путман оставил в покое свою жену. Она даже расслабилась и начала жить прежней жизнью. Но это было лишь затишье перед решающим боем. Понимая, что легкие деньги, связанные с известностью Амелии, скоро закончатся, Джордж сменил тактику уговоров на завуалированный шантаж.

Однажды он предложил ей как опытному летчику составить маршрут кругосветного перелета, на что та ответила, что нечего составлять, так как никуда лететь не собирается. Однако Путман ей сообщил, что полетит не она, а другая более молодая и выносливая летчица, с которой он недавно познакомился. От Амелии же требуется только составить маршрут.

Это была тонкая манипуляция, правдивость которой Эрхарт не удосужилась проверить.

“Лечу, но на своих условиях”

Спустя какое-то время Джордж стал замечать, что супруга подолгу рассматривает атлас. Как опытный стратег он понимал, что рыбка заглотила наживку. Однако подсекать было рано. Поэтому он продолжал говорить, что никуда жену не отпустит, да и молодая летчица желает лететь одна. Подобные разговоры разожгли амбиции в пилоте Амелии Эрхарт, и она уже полностью была на крючке.

Сказав мужу, что вопрос с перелетом вокруг света решен, она стала составлять подробный маршрут. Для женщины такая авантюра была неосуществима. Поэтому она хотела, чтобы у нее был второй пилот - мужчина.

Разработка маршрута

Перед тем как объявить газетам о беспрецедентном событии, нужно было детально проработать маршрут. В целом он не представлял каких-то трудностей. Планировалось вылететь в восточном направлении, затем пересечь Африку с Азией. После этого предстоял самый сложный этап. Дело в том, что Тихий океан никто не пересекал без дозаправки, и сделать это можно было лишь в одном месте - на острове Хауленд. Имея небольшие географические размеры, он представлял сложность в навигационном отношении. Достаточно ошибиться в половину градуса, и отклонение составит несколько сотен километров. Без горючего невозможно будет не только продолжать полет, но и вернуться обратно на материк.

Ставки были велики. На кону стояла жизнь. Возможно, если бы газеты того времени не высказывали сомнения, говоря, что полет Амелии Эрхарт невозможен, исход был бы другим.

Начало полета

Несколько раз начало полета откладывалось. В основном по техническим причинам. В качестве второго пилота был выбран молодой летчик Фред Нунэн.

Полет проходил гладко. Совершая многочисленные посадки в Пуэрто-Рико, Калькутте, Бангкоке, самолет Амелии Эрхарт постепенно продвигался по намеченному маршруту.

Полет длился целый месяц с короткими остановками на дозаправку и отдых. Амелия была вымотана до предела, и часто замечала, что ее сосредоточенность на навигационных приборах ослабевает.

Когда они приземлялись, то единственное, что она просила - отвести ее в гостиницу, после чего сразу засыпала. И вот 27 июня они достигли конечной точки, которая как-то связана с материком. Это была Новая Гвинея.

Последнее письмо, в котором проскальзывали нотки неизбежности и безысходности, было отправлено отсюда. Она писала: “Весь мир остался позади, кроме этого последнего рубежа...”.

Последний рубеж

Согласно замыслу, окончание перелета должно было состояться на День Независимости США - 4 июля. Поэтому взять курс на Хауленд, расстояние до которого было 4730 км, нужно было за 2 дня до праздника.

Размеры острова составляют 800 метров в ширину и 2,5 км в длину. Даже в условиях идеальной погоды попасть на него очень сложно.

Через 4 часа 45 минут с самолета Амелии была передана радиограмма о том, что происходит ухудшение погодных условий. Начался шквальный ветер. Проблема заключалась в том, что в такую погоду нос самолета постоянно отклонялся от заданного курса. Даже небольшое смещение в сторону грозило тем, что самолет пройдет в стороне от крошечного острова. Видимо, так и произошло. Еще через час в радиоэфире были замечены отрывочные позывные: “Вызываю “Итаску”. Мы вас не видим, горючее на нуле, нас сносит в сторону, не можем определить координаты”.

Это было последнее сообщение, полученное с борта самолета.

Спасательная операция

Катер, принимавший радиограммы, немедленно отправился к месту предполагаемого крушения. Капитан надеялся, что положительная плавучесть самолета позволит ему продержаться несколько часов. С берега был отправлен поисковой гидроплан. Однако спасательная операция успехом не увенчалась.

Несмотря на это, президент Америки Теодор Рузвельт направил еще несколько судов и самолетов. Две недели продолжались поиски пропавших. На них было затрачено 4 млн долларов. Лишь 18 июля поступил приказ остановить спасательную операцию.

Трагедия, потрясшая западный мир

Исчезновение Амелии Эрхарт рассматривалось как национальная трагедия. Летчица была слишком популярна и любима народом за свой отважный характер. Множество журналов и газет того времени следили за ходом перелета. И вот, когда оставалось 2 дня до завершения кругосветки, герои пропали без вести.

В этой истории так и не была поставлена точка. Спустя годы о ней снова вспомнили. В прессе различными людьми стали выдвигаться всевозможные версии исчезновения Амелии Эрхарт.

Например, согласно одному предположению, летчики выполняли военное задание правительства США и, потерпев крушение, попали в руки японцев. В пользу этой версии приводились свидетельства очевидцев, которые находили трупы в летных комбинезонах во время эксгумации могил военнопленных.

Сторонники других теорий говорили, что Амелия с Фредом спаслись и живут сейчас под вымышленными именами. А спасательная операция была задумана, чтобы ВМС США могли провести разведку вражеских территориальных вод.

Как бы там ни было, загадки всегда будут привлекать людей. Одно можно сказать с полной уверенностью: Амелия Мэри Эрхарт навсегда вошла в историю воздухоплавания как первая женщина-пилот, перелетевшая через Атлантику.

«Первая леди Атлантики» – так прозвали Амелию Эрхарт. 17 июня 1928 года она первой из женщин пересекла Атлантический океан по воздуху. Ей удалось поставить несколько мировых рекордов в области авиации. В 1937 году она предприняла попытку совершить кругосветное путешествие, но пролетая над Тихим океаном ее самолет пропал без вести. Что же стало причиной гибели известной летчицы? В настоящее время это до сих пор не установлено, но существует несколько версий произошедшего.

Увлечение небом

Амелия Мэри Эрхарт (род. 24 июля 1897 г.) родом из Канзаса. Ее отец был юристом, но получал немного. Отношения между родителями постепенно ухудшались, из-за чего Амелии приходилось жить у бабушки. В итоге семья распалась, и девочка вместе с матерью переехала в Чикаго, где начала учиться на медицинском факультете.

Но со временем ситуация нормализовалось, родители сошлись. Отец стал уделять детям больше внимания. В возрасте 23 лет, благодаря ему, Амелия впервые увидела авиашоу и даже полетала на биплане, что произвело на нее сильное впечатление. В тот момент она поняла, что хочет летать.

Спустя некоторое время Эрхарт покупает свой первый аэроплан и начинает учиться у летного инструктора Аниты Снук. 1922 г. — Амелия устанавливает рекорд высоты для женщин, поднявшись над землей на 4200 м. Сначала полеты для Эрхарт были всего лишь хобби, однако это не мешало ей активно пропагандировать женскую авиацию, благодаря чему Амелия постоянно попадала в газеты. В будущем это сыграло свою роль, и девушка получила возможность совершить трансатлантический перелет.

«Первая леди Атлантики»

В 1928 году жена видного чиновника мистера Гетса загорелась желанием осуществить перелет через океан, но ее муж был настоятельно против. Миссис Гетс была феминисткой, и настояла на том, что полет все равно состоится, и экипаж возглавит женщина. Выбор пал на Эрхарт. Правда роль Амелии в этом полете была незначительной, так как она не управляла самолетом. Приземлившись, она сразу сообщила журналистам, что ее заслуги нет, а себя сравнила с мешком картошки. Однако слава о ней, как о первой женщине совершившей перелет над Атлантикой все равно очень быстро распространилась. Эрхарт буквально стала популярней кинозвезд, но ее расстраивал тот факт, что слава досталась ей одной, хотя она ведь практически ничего не сделала.

В 1929 году она становится президентом международной организации женщин-пилотов, которую сама и основала. Также в это время, используя свою славу, она активно борется за права женщин.

Личная жизнь и повторный перелет

1931 г. – Амелия выходит замуж за Джорджа Путмана – издателя, который в свое время посоветовал миссис Гетс Эрхарт, как кандидатку на трансатлантический перелет. Новоиспеченный муж тут же начал использовать свою жену в качестве звезды рекламы. Её фотографии были повсюду — от спортивной одежды до пачек сигарет.

Разумеется, это никак не прельщало Амелию, она хотела летать. Эрхарт стала готовиться к еще одному перелету через океан, в этот раз она должна была быть единственным пилотом.

В 1932 году она успешно осуществляет задуманное.

Кругосветное путешествие

Путман понимал, что слава его жены через несколько лет начнет давать намного меньше плодов, чем сейчас. Он уже знал, что она обладает должными авиаторскими способностями, а потому задумал нечто большое и грандиозное – кругосветное путешествие. Амелия сначала категорически отказывалась, так как понимала, что этот полет может стать для нее последним. Но эта идея всё равно прочно засела у нее в голове, и спустя несколько лет она решилась, хотя муж уже наоборот этого не одобрял.

Путешествие началось в 1937 году с Гавайских островов, при этом старт был неудачным – самолет получил повреждения, но Амелию это не остановило.

За время полета был побит не один мировой рекорд. А к началу июля путешествие было уже практически завершено, оставалось пролететь совсем немного.

2 июля 1937 г. Амелия вместе с другим пилотом Фредом Нунаном летели над Тихим океаном, как вдруг связь с ними неожиданно прервалась.

Почти 2 года продолжались поисковые операции, но они не дали никаких результатов. В 1939 г. Они были признаны погибшими.

Версии случившегося

Сегодня достоверно неизвестно об их судьбе, но выдвигаются разные предположения: в самолете могло закончиться топливо, и он упал в океан; Амелия совершила попытку посадить самолет на каком-то из островов, но при посадке возникли проблемы, в результате чего связь исчезла, а экипаж получил несовместимые с жизнью травмы. Также некоторые полагают, что летчики могли оказаться в плену у японцев. Но как бы там ни было, до сих пор последний полет Амелии Эрхарт остается тайной.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


люди и авиация знаменитые авиаторы

Эрхарт Амелия

Годы жизни: 1897-1937

"Всё пространство мира осталось за нами, кроме этого рубежа - океана..." - эти слова были в последнем письме знаменитой лётчицы Амелии Эрхарт к мужу.

Первый кругосветный перелёт, совершаемый женщиной, подходил к концу. 4 июля 1937 года самолёт "Локхид-Электра", пилотируемый Эрхарт и штурманом Фредом Hунаном, должен был совершить последнюю посадку этого перелёта в Окленде (США).

Двумя днями ранее, 2 июля, А.Э. (так её называли друзья) и её штурман с надеждой смотрели в небо над аэродромом на маленьком тихоокеанском острове Леэ. Hебо, ясное впервые за последнюю неделю, обещало им скорое возвращение домой.

Впереди остров Хоуленд, до него 4730 км. Позади Флорида - Бразилия - Африка - Индия. В жертву запасам горючего принесено всё лишнее. 3028 л бензина, 265 л масла, минимум продуктов и воды, резиновая лодка, пистолет, парашюты и ракетница.

Как говорили позднее, бортовой хронометр беспокоил Hунана. Хронометр врал, чуть-чуть, но врал. А нужна была абсолютная точность. Ошибка в счислении на один градус на таком расстоянии уводила самолёт на 45 миль в сторону от цели. Полёт, как все полёты такого рода, был очень сложным и необычным, а этот отрезок Леэ - Хоуленд - самым длинным. Разыскать островок чуть больше полукилометра шириной и 3 километра длиной - сложная задача даже для такого опытного навигатора, как Hунан.

Спустя семь часов катер береговой охраны "Итаска", ждавший самолёт у Хоуленда, получил по радио подтверждение из Сан-Франциско: самолёт Эрхарт вылетел из Леэ. Командир "Итаски" вышел в эфир: "Эрхарт, слушаем вас каждую 15-ю и 45-ю минуты часа. Передаём погоду и курс каждые полчаса и час".

В 01.12 радист катера доложил в Сан-Франциско, что они до сих пор ничего не получили от Эрхарт, и продолжал передавать погоду и курс. Тем временем весь мир читал газеты, чрезвычайно подробно описывавшие биографию великой лётчицы Амелии Эрхарт. Она родилась 24 июля 1897 года в семье адвоката. Любовь к самолётам пришла к ней во время первой мировой войны. А.Э. была медсестрой в госпитале рядом с аэродромом. Очарование маленьких, ещё неуклюжих самолётов тех времен было слишком сильным.
Она сумела понять дух мужественной профессии лётчика. Многие молодые люди в те годы бредили авиацией, Амелия решила научиться летать.

Hезадолго до кругосветного перелёта Эрхарт писала, что с давних пор у неё было два самых больших желания: быть первой женщиной в трансатлантическом перелёте (хотя бы в качестве пассажира) и первым пилотом-женщиной, пересёкшим Атлантику, Оба её желания сбылись. В июне 1928 года она перелетела на летающей лодке (сидя рядом с пилотом!) из США в Англию. Спустя четыре года, 20 мая 1932 года, она, уже одна, повторила тот же маршрут и через 13 с половиной часов приземлилась в Лондондерри. А.Э. была, очевидно, рекордсменкой по призванию. Она совершила беспосадочные перелёты из Мексико-Сити в Hью-Йорк и из Калифорнии на Гавайские острова, что по тем временам было очень непростым занятием. Она первой поднялась на высоту 19 тыс. футов. Короче говоря, она стала самой знаменитой женщиной-лётчицей в мире.

Итак, ночь со 2 на 3 июля 1937 года. 2 часа 45 минут. Голос Амелии Эрхарт впервые за двенадцать часов нарушил тишину эфира: "Облачно... Погода плохая... Лобовой ветер".

"Итаска" попросила А.Э. перейти на ключ Морзе. В ответ ни звука. 3.45. В наушниках голос Эрхарт: "Вызываю "Итаску", вызываю "Итаску", слушайте меня через полтора часа..."

Эта радиограмма и все последующие были расшифрованы не полностью. 7.42. Очень усталый, прерывающийся голос А.Э.: "Вызываю "Итаску". Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего только на тридцать минут. Попытаемся выйти на вас по радио, высота 300 метров".

Через 16 минут, "Вызываю "Итаску", мы над вами, но вас не видим..." "Итаска" дала длинную серию радиограмм. Чуть позже: "Итаска", мы вас слышим, но недостаточно, чтобы установить... (направление?..)". Шли последние минуты полёта "Локхид-Электры". Шансы на жизнь экипажа подсчитывались так: 4730 км, 18 час. с момента вылета, горючего оставалось на 30 мин. в ста милях от Хоуленда...

8.45. Амелию Эрхарт слышат в последний раз, она кричит срывающимся голосом: "Hаш курс 157-337, повторяю... повторяю... Сносит на север... на юг".

Первый акт трагедии кончился, начинался второй.

Командир "Итаски" рассчитывал, что, быть может, пустые баки из-под горючего удержат "Локхид-Электру" на плаву около часа.
Вызвали гидросамолёт. Газеты публиковали свидетельства радистов и радиолюбителей, слышавших голос А.Э. последними.

К 7 июля кораблями и самолётами ВМС США были осмотрены 100000 квадратных миль океана. Hесмотря на участие авианосца "Лексингтон", ни лётчиков, ни даже следов катастрофы не было найдено.

Это событие потрясло мир, месяц следивший за каждым движением героической женщины, первой отправившейся в кругосветное путешествие.

В безнадёжной статье, почти некрологе, в журнале "Флайт" написано: "Hевозможно себе представить, что лётчики, потерпевшие аварию в тропиках, обречены на медленное умирание. Лучше надеяться на то, что с того момента, как баки "Электры" опустели, конец наступил очень быстро и их муки не были продолжительными".

Это всё, что было известно о жизни и гибели Амелии Эрхарт в июле 1937 года. Спустя четверть века судьбой А.Э. заинтересовались вновь. Всплыли слухи и сплетни, циркулировавшие вокруг гибели лётчицы ещё в 1937 году. Возникли подозрения, что Амелия Эрхарт и Фред Hунан погибли не в авиационной катастрофе. Появилось предположение, что экипаж погибшего самолёта выполнял специальное разведывательное задание. Потерпев аварию, они попали в руки японцев; те, видимо, были осведомлены об истинных целях кругосветного перелёта...

В 1960 году начались поиски иголки в стоге сена. В данном случае стогом сена была вся Микронезия. В гавани Сайпана нашли обломки самолёта. Предполагали, что это части двухмоторного и Локхида-Электры", на котором летела Эрхарт. Hо это были куски обшивки японского истребителя. В 1964 году там же обнаружены человеческие скелеты. Летчики? Антропологи ответили отрицательно - скелеты принадлежат микронезийцам. Были опрошены люди, которые что-то знали о гибели самолёта или думали, что что-то знают.
Удалось установить примерно следующее: из Леэ Эрхарт полетела не по тому маршруту, о котором знал весь мир. Вместо того чтобы лететь прямо на Хоуленд, она направилась к северу, через центр Каролинских островов. Задача А.Э. была, по-видимому, такой - уточнить расположение японских аэродромов и флотских баз снабжения в той части океана, которая еще с 30-х годов вызывала беспокойство у США. Было известно, что японская разведка в преддверии агрессивной войны усиленно насаждает свою агентуру и готовит посадочные площадки для самолётов и склады боеприпасов на тихоокеанских островках. Выяснилось и то, что её самолёт был переоборудован, в частности, двигатели, развивавшие скорость до 315 км в час, были заменены более мощными.

Выполнив задание, А.Э. легла на курс к Хоуленду. Где-то на полпути к цели самолёт попал в тропический шторм. (Кстати, капитан "Итаски" утверждал, что в районе Хоуленда 4 июля погода была превосходной!)
Потеряв ориентацию, "Локхид-Электра" пошёл сначала на восток, потом на север. Если подсчитать скорость самолёта и запасы горючего, получается, что катастрофа произошла где-то у побережья атолла Мили на юго- востоке Маршалловых островов. Оттуда-то Эрхарт и радировала "SOS". Hекоторые радиооператоры слышали сигналы гибнущего самолёта примерно в это время и в этом районе океана.

Известно также, что двенадцать дней спустя японская рыболовная шхуна нашла каких-то людей. Местные жители утверждают: двух европейских мужчин японцы увезли на гидроплане на о. Джалуит (Амелия была в комбинезоне, может быть, отсюда - "двое мужчин?").
Есть предположение, что в финале своей одиссеи А.Э. и её штурман попали на Сайпан в штабквартиру японских вооружённых сил на Тихом океане, Более того, одному журналисту удалось найти жителя Сайпана, утверждавшего, что он видел у японцев белых женщину и мужчину и что женщина якобы умерла от болезни, а мужчина был казнён - обезглавлен - в августе 1937 года, то есть примерно через месяц после вылета. Два морских пехотинца, участвовавшие в десанте на Сайпан, дали интервью. Они рассказали, что в 1944 году принимали участие в эксгумации трупов американских солдат и офицеров, погибших при штурме. Среди трупов были обнаружены мужчина и женщина в лётных комбинезонах, но без знаков различия. Трупы лётчиков были тут же переданы представителям армейского института патологии. У моряков создалось впечатление, что патологи вроде бы ждали именно два этих трупа.

Вот что стало известно о гибели Амелии Эрхарт после второй мировой войны. К сожалению, единственно достоверное в этой системе фактов и домыслов - гибель А.Э. Официальные лица в Америке и Японии хранят по поводу этой довольно странной и трагической истории молчание. Единственным человеком, который хоть как-то высказался, был адмирал Честер Hимиц. В марте 1965 года он предположил (опять предположение!), что Эрхарт и её штурман, возможно, сделали вынужденную посадку на Маршалловых островах и были захвачены японцами... Мартиролог землепроходцев отличается от всех других мартирологов одной особенностью. Против имён людей, принёсших себя в жертву открытию новых путей, стоит только одна дата - год рождения... Год смерти неизвестен, или же вместо дня смерти - вопросительный знак. Данные об А.Эрхарт в этом списке выглядят так: Амелия Эрхарт 24.07.1897-3.07.1937 (?).

Известно, что Амелия Эрхарт в первый раз вышла в эфир спустя 12 часов после старта. Чем объяснить столь долгое молчание? В спортивном полёте, казалось бы, радиосвязь совершенно необходима, потому что всегда можно узнать "место" самолёта и корректировать его полёт. Поэтому проще всего предположить, что А.Э. избегала радиосвязи, боясь быть запеленгованной японцами.
За эти 12 часов самолёт пролетел 256 x 12 = 3072 км. Hа маршруте, опубликованном в газетах, радиопередача началась бы над океаном у 160-го меридиана, во втором же случае - у острова Трук, то есть сразу же после выполнения задания, о чём, по-видимому, следовало доложить радиограммой (скорее всего шифрованной).

Поздний вылет - 10 часов утра можно объяснить необходимостью быть в районе Каролинских островов перед заходом солнца, когда из-за бокового освещения появляются демаскирующие тени, необходимые для аэрофотосъемки.

Из последней радиограммы Эрхарт следует, что самолёт шёл курсом 157-337 к о. Хоуленд на SSO (зюйд-зюйд-ост), то есть почти перпендикулярно к официальному маршруту.

Итак, версия, что Амелия Эрхарт выполняла специальное задание, похожа на правду. Дальнейшая таинственность и отказ официальных лиц подтвердить или опровергнуть различные слухи и показания действительных и мнимых очевидцев тоже подкрепляют это предположение. Hесомненно и то, что, если самолёт был обнаружен в воздухе над Каролинскими островами, японцы постарались "убрать" ненужных свидетелей их военных приготовлений. Можно думать, что "Локхид-Электру" засекли сразу же после первой радиограммы, установили её курс и был отдан приказ о перехвате... Во всяком случае, занимаясь воздушной разведкой, знаменитая лётчица и её штурман как гражданские лица подпадали под обвинение в шпионаже со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому на вопрос "Кто знает правду об Амелии Эрхарт?" ответ надо искать в архивах американской и японской секретных служб.

График перелёта был очень плотным, фактически не оставляя времени для полноценного отдыха. 2 июля 1937 г. Амелия и Фред Нунан вылетели из Лаэ - небольшого городка на побережье Папуа-Новой Гвинеи, и направились к маленькому острову Хоуленд, расположенному в центральной части Тихого океана. Этот этап полёта был наиболее длинным и опасным. Необходимо было после почти 24 часов полёта в Тихом океане разыскать островок, лишь слегка поднимающийся над водой, что было сложнейшей навигационной задачей для штурманов 30-х годов, в распоряжении которых были весьма примитивные приборы.
Малейшая ошибка бортового хронометра на такой дистанции могла стоить промаха мимо цели на несколько десятков или даже сотню миль.

Специально для перелёта Эрхарт по распоряжению президента Рузвельта на Хоуленде была построена взлётно-посадочная полоса.
У побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска», периодически выходивший с самолётом на связь. Эрхарт сообщала о ненастной погоде и плохой видимости на маршруте. Последняя передача с её самолёта была принята через 18 с половиной часов после вылета из Лаэ «Наш курс 157-337… Повторяю… Повторяю… нас сносит на север…!». Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился; не последовало и новых радиопередач.

Впрочем, по одной из более поздних версий, именно во время этого этапа "кругосветки" самолёт Эрхарт должен быть выполниить некое разведывательное задание, далеко уклонившись с объявленного маршрута и пролетев над территориями, которые контролировал вероятный противник США в будущей войне -Японская империя. Японцы в те годы препятствовали международному контролю над военным строительством, которое они вели в бывших германских колониях в Тихом океане. Даже если разведывательной миссии у Эрхарт и не было, её ненамеренно уклонившийся с курса самолёт всё равно мог быть сбит бдительными японцами, либо уже после аварии они со штурманом могли оказаться в плену. Некоторые косвенные свидетельства такого развития событий были найдены энтузиастами, однако, прямых признанных доказательств этой версии не существует до сих пор. Тайна гибели «Локхид-Электра» остается нераскрытой.

Различные короткие и неполные радиограммы перехватывались позже Itasca с различной силой сигнала, однако, из-за краткости нельзя установить их местоположение. Около 19:30 по Гринвичу Itasca принимал следующую радиограмму с максимальной силой:
„ KHAQQ calling Itasca. We must on you but cannot see you ... gas is running low ... “ (KHAQQ призывает Itasca. Мы должны быть над вами, но мы не видим вас... горючее на исходе). Около 20:14 по Гринвичу, 08:44 местного времени, Itasca принимает последнюю радиограмму Амелии Эрхарт о местоположении. Itasca посылает сигналы до 21:30 по Гринвичу. Когда стало понятно, что на самолёте нет больше горючего и он должен столкнуться с водной поверхностью, начинают поиск, в котором участвовали 9 кораблей и 66 самолётов. 18 июля поиск приостановлен. Амелия Эрхарт, Фредерик Нунан и Lockheed Электра так и не найдены до сегодняшнего дня...

Ни одна женщина-авиатор не добилась такой известности, как «Леди Линди» (Lady Lindy) (получившая такое прозвище за то, что была похожа на известного пилота Чарльза Линдберга как физически, так и своими подвигами). Эрхарт, конечно же, не была первым пилотом-женщиной, как, впрочем, не была и лучшим пилотом-женщиной своего времени, но такие её достижения, как первый самостоятельный перелёт через Атлантический океан (1932 год), совершённый женщиной, и первый полёт без остановок от Гонолулу до Окленда (1935), позволили ей стать самой известной женщиной-авиатором.

Однако легендой её сделал её последний полёт: во время попытки облететь Земной шар в 1937 года она, вместе с её штурманом Фредом Нунаном (Fred Noonan), пропала где-то в Тихом океане, неподалёку от острова Хауленд (Howland). Недавно найденные данные показывают, что она, скорее всего, разбилась на маленьком острове, расположенном рядом с Хаулендом – известном сейчас под названием Никумароро (Nikumaroro). К сожалению, она стала намного более известна только после своей смерти, но такова ирония судьбы.

Фав

Амелия Эрхарт стала легендой авиации ещё при жизни, а её исчезновение - одна из загадок века. Что произошло в июле 37-го? Как погибла лётчица? Поиски ответов затянулись на 80 лет. В 2018 году антрополог Ричард Янц заявил: правда установлена.

30-е годы Амелия Эрхарт встретила в зените славы. Она уже побила множество рекордов, в том числе стала первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан. И поставила себе новую грандиозную задачу - совершить кругосветный перелёт по самому протяжённому маршруту. Лётчице предстояло преодолеть маршрут в 29 тысяч миль(46 тысяч км).

« Локхид-Электра» Амелии Эрхарт

Университет Пердью в Индиане как раз подарил Эрхарт новейший двухмоторный моноплан -« Локхид-Электра» L-10E. На нём 1 июня 1937 года она вместе с навигатором Фредом Нунаном вылетела из Майами. Лётчики успешно преодолели большую часть маршрута, поставив несколько мировых рекордов. Впереди расстилался Тихий океан.

2 июля Амелия и Фред вылетели из Лаэ(Новая Гвинея) и направились к острову Хауленд в центральной части Тихого океана. Там их ждали официальные лица, пресса и корабль береговой охраны.

Связь с самолётом была нестабильной, а затем и вовсе прервалась.

Когда, по расчётам встречающих, на борту Эрхарт должно было закончиться топливо, начали поиски. Однако операция с участием авианосца« Лексингтон» и линкора« Колорадо» не принесла результатов. Ни Эрхарт, ни Нунана, ни моноплан так и не нашли.

Хотя официально лётчиков объявили умершими в 1939 году, энтузиасты ещё долго продолжали поиски и строили теории. С годами сформировались три основные версии.

Сценарии гибели

Она утонула

Это самое очевидное предположение. Эрхарт и Нунан не смогли найти крошечный остров после 18-часового перелёта, у них кончилось топливо, и самолёт упал в океан. Правда, эту версию подтвердить сложно: всё океанское дно, как ни крути, не обыщешь.

Атолл Никумароро

Возможно, борт приземлился на другом острове. В 1940 году британцы исследовали атолл Никумароро(в 400 км от Хауленда) и нашли там фрагменты скелета. А также несколько вещей, которые, по идее, могли принадлежать Эрхарт и Нунану: женский ботинок, старинный секстант(навигационный измерительный инструмент. - Прим. ред.) и фляжку ликёра« Бенедиктин». За эту версию крепко держится некоммерческая организация TIGHAR(The International Group for Historic Aircraft Recovery), которая занимается расследованием исчезновений самолётов.

Это всё японцы

Есть версия, что американцы приземлились где-то более или менее благополучно, но их захватили в плен японцы. Такой точки зрения придерживается журналист Майк Кэмпбелл, написавший биографию Эрхарт. Он предполагает, что лётчиков приняли за американских шпионов и сгубили в тюрьме.

Есть и более экзотические теории. Например, что Эрхарт всё надоело, и она тайно вернулась в США, где жила под другим именем.

Или, скажем, что она осталась в Японии и работала на англоязычном пропагандистском радиоканале под псевдонимом Токийская Роза. Но главными тяжеловесами на историческом ринге всё-таки являются три вышеперечисленные версии.

Останки с Никумароро

Фрагменты скелета с атолла Никумароро(13 единиц: череп, части костей ног и рук) исследовали в том же 40-м году. Их отправили на острова Фиджи, где доктор Худлесс - директор Центрального медицинского института Фиджи - пришёл к заключению: останки принадлежат плотному невысокому мужчине средних лет.

К сожалению, со временем там же на Фиджи кости ухитрились потерять или выкинуть(причём вместе с секстантом).

Доктор Худлесс, вероятно, был не в курсе, что останки могут принадлежать известной лётчице. Поэтому и не заботился о сохранности« находки» для будущей, более продвинутой экспертизы.

Возможно, он даже не рассматривал вариант« это может быть женщина».

Всё, что нам осталось - это его измерения. И надежда, что доктор сделал их не левой пяткой.

В 1998 году в TIGHAR попали записи Худлесса. Специалисты проверили его измерения и пришли к выводу: кости всё-таки принадлежали женщине, ростом выше среднего. Как раз такой и была Эрхарт.

В 2015 году противники этой версии вроде бы снова доказали, что останки мужские. Но профессора антропологии из Университета Теннеси Ричарда Янца, входившего в команду TIGHAR ещё в 1998 году, опровержение не устроило. В январе 2018 года его работа под названием Amelia Earhart and the Nikumaroro Bones - A 1941 Analysis versus Modern Quantitative Techniques(«Амелия Эрхарт и кости с Никумароро - исследование 1941 года против современных количественных методов». - Прим. ред.) была опубликована в журнале Forensic Anthropology(«Криминалистическая антропология». - Прим. ред.) , издающемся при Университете Флориды.

Совпадение в 99%

Итак, что же он включил в свою работу? Во-первых, профессор проконсультировался со специалистами по историческому костюму. Те изучили одежду Эрхарт и уточнили обхват её талии и длину ноги по брюкам.

Во-вторых, Янц взял данные из водительского удостоверения и лицензии пилота(это, конечно, делали и раньше). Он подобрал фотографию Эрхарт(где она держит в руке канистру с маслом), по которой можно более или менее точно определить длину двух костей её руки. Учёный перепроверил методы определения роста, использованные Худлессом на Фиджи, и пришёл к выводу, что они существенно устарели. Современные исследования выдают иные результаты.

Но самое главное - он прогнал данные о костях через программу Fordisc. Это платформа для антропологов(соавтором которой сам Янц и является), которая умеет сравнивать введённые данные с выборкой людей, живших в то же время, и определять пол, происхождение и телосложение по скелету.

В случае с Эрхарт в выборку вошли 2700 американцев, умерших в середине 20 века. Программа показала, что кости на 99% совпадают с измерениями одной Эрхарт.

В заключение Янц заявил:« До тех пор, пока не будут предоставлены категорические доказательства того, что останки не принадлежат Амелии Эрхарт, наиболее убедительным является вывод, что они принадлежат ей».

И теперь мы можем предположить, как закончилась жизнь великой лётчицы. Никумароро - крошечный необитаемый остров, поросший пальмами. Из-за постоянных засух он непригоден для жизни. Эрхарт могла выжить на острове недели(возможно, месяцы), прежде чем умереть на его юго-восточном побережье.

Увы, её собственные слова, сказанные прессе перед последним полётом, оказались пророческими:« Скоро рекорды перестанут быть основным двигателем прогресса в авиапромышленности, и главным человеком в авиации уже теперь является не лихой пилот-сорвиголова, а хорошо подготовленный авиационный инженер».