Родительские онлайн-совещания: обратная связь и полезная информация. Проблемы современных родителей Что волнует родителей дошкольников

Здоровье дошкольников

Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. На сегодняшний день здоровье дошкольников – вопрос, который волнует не только родителей, но и государство.

Причины плохого здоровья дошкольников

XXI-й век можно охарактеризовать резким ухудшением здоровья дошкольников. На 8 % снизилось количество здоровых детей, почти на 7 % участились случаи нарушения физического и психического развития дошкольников. Почти на 1,5% вырос показатель численности детей 3-ей группы здоровья с различными отклонениями и хроническими симптомами заболеваний.

Основной причиной ухудшения здоровья детей является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье на 60 % зависит от образа жизни, на 25 % - от состояния окружающей среды и только на 15 % - от наследственности и состояния здравоохранения в стране или городе. Мы, взрослые люди, осознаем это и все равно наносим вред организму. Это наш выбор. Но здоровье наших детей зависит только от нас.

Задача родителей и педагогов - привить ребёнку потребность быть здоровым, активным и сильным. Защитите здоровье ребенка! Воспитайте в нем уважение и бережное отношение к собственному здоровью!

Как улучшить здоровье дошкольников

Ребёнок дошкольного возраста более активен и самостоятелен, чем младенец. При этом он еще совершенно не адекватен во многом и должен находиться под контролем взрослых. Дошкольник может обнаружить у себя какие-то проблемы со здоровьем и сказать об этом родителям. Но дошкольник еще не умеет формулировать четко свои мысли. Кроме того, он склонен фантазировать и изображать, что плохо себя чувствует. Важно, чтобы взрослые умели понимать детей и придавали значение важным симптомам. В то же время, чрезмерное внимание к мелочам и прихотям ребенка нежелательно.

Необходимо прислушиваться к детям, обращать внимание на их поведение и настроение. Рекомендуется чаще советоваться со специалистами, проводить обследования даже здоровых детей. Полезно знакомиться со специальной литературой, принимать участие в тематических обсуждениях, ходить на занятия в медицинских центрах. Получая знания, необходимо сделать все возможное для сохранения здоровья наших малышей. Ведь дети – это наше будущее!


Во сколько лет можно привести ребёнка в школу?

Если на 1 сентября текущего года вашему ребёнку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кро­ме того, в шесть с половиной — семь лет у детей скла­дывается понятийный аппарат, необходимый для за­учивания и понимания правил.

На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

Прежде всего — на умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придет­ся не просто учиться в коллективе, но и взаимодей­ствовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство от­ветственности перед обществом — семьей, классом.

Встречаются семьи, где ребенку многое позволе­но. Он исподволь руководит родственниками, кото­рые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями — они сна­чала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок.

Кроме того, будущий первоклассник должен вла­деть навыками самообслуживания: умываться, пе­реодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Вопрос о школьной форме решается в каждом пе­дагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоня­ется в пользу школьной формы. Форма дисципли­нирует детей, является атрибутом, отличающим до­школьника от ученика. А именно об этом, как прави­ло, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети — они теперь первоклассники.

Как быть, если ребёнок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

Ни в коем случае не следует идти против приро­ды и переучивать ребенка. Это может повлечь за со­бой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для левору­ких детей, в частности «Прописи для первоклассни­ков с трудностями обучения письму и леворуких де­тей» автора М. М. Безруких. Последствия переучива­ния леворуких детей чаще всего носят психоневроло­гический характер: нарушение сна, повышенная воз­будимость, энурез.

Какая помощь нужна первокласснику по математике?

Не мешайте первокласснику загибать пальчи­ки при счете: таким образом, он пересчитывает эле­менты множества, в данном случае — своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предме­ты — карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, что­бы число элементов в каждой группе ребенок обо­значал цифрой (знаком на письме) и не путал поня­тия «число» И «цифра»! Множества можно сравнивать (больше или меньше) и уравнивать — добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.

Можно ли давать ребёнку в школу деньги?

Если вы считаете, что вашему ребен­ку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутер­брод. Первоклассники могут израсходо­вать полученные от вас денежные сред­ства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.

Есть ли в 1 классе домашнее задание?

Домашних заданий в 1 классе нет. Од­нако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывай­тесь от тренировочных упражнений, ко­торые может предложить учитель, — на­учиться плавать в ванне еще никому не удавалось.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Это решение зависит от админи­страции учебного заведения. Не ре­комендуется носить в школу мобиль­ный телефон первоклассникам — ве­лико искушение звонить маме по ма­лейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может воз­будить нездоровый интерес одно­классников.

Можно ли носить в школу игрушки?

Да, можно, но не игровую пристав­ку! Игровая деятельность еще зна­чима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вме­сте с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению, современные дети часто играют не в дочки-матери или другие ролевые роли, обогаща­ющие их общение. Ребята подража­ют не всегда положительным геро­ям телевизионных фильмов, поэто­му советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.

Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

Ответственность за здоровье ребенка вне школы в неучебное время несут его родители. Школа обеспе­чивает безопасность учащихся во время их пребы­вания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей «с рук на руки», по окончании уроков или работы группы прод­ленного дня педагоги передают детей только их родите­лям или близким родственникам.

Как только в жизни ребёнка появляется школа, отношения в семье часто кардинальным образом меняются. Ссоры и скандалы из-за несделанных уроков, плохих оценок и баллов ЕГЭ буквально превращают до сих пор любящих друг друга людей чуть ли не во врагов. Что делать, если между вами и ребёнком встала школа?

В каких случаях родителям стоит посмотреть на себя со стороны, признать и исправить свои ошибки? Рассуждает Дима Зицер, доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO :

1. Позиция родителей: Ребёнку нужна строгая учительница, у которой высокие результаты.

Дима Зицер : Что происходит, когда ребёнок попадает к требовательной учительнице? Его подавляют, он учится подчиняться, «отключать» свою волю. Такой ученик становится очень удобным для диктатора. Худшая формулировка взрослых при этом (не только учителей кстати): «Делай, потому что я так сказал». В такой ситуации ребёнок точно не научится принимать решения, выбирать, окончательно забудет, чего он сам хочет. Зато наверняка научится другому: он не должен задавать вопросы, надо подчиняться, кто сильнее, тот и прав. Он постепенно может потерять способность даже анализировать самостоятельно. Либо, вырастая, ребёнок становится сам агрессором и диктатором — дабы подавлять уже других. Причём часто это происходит не по злому умыслу.

Выбирать учителя надо обязательно вместе с ребёнком. Сейчас такая возможность есть всегда, потому что дети перед поступлением в 1 класс ходят на подготовительные курсы. В 6 лет ребёнок вполне может осознанно высказать своё мнение, особенно если родители его любят и поддерживают. Поэтому уходите от категорий: добрая-злая, строгая-нетребовательная... Может ли учитель сделать так, чтобы ребёнок развивался, не потерял любопытство, чтобы у него было право задавать любые вопросы (потому что это основа учения)? Вот это главное.

2. Позиция родителей: Ребёнка лучше отдавать в «сильную» школу, гимназию или лицей, где много требуют.

Дима Зицер : Начнём с того, что неправильно в отношении детей использовать глагол «отдавать» — это же не вещи. Какой должна быть школа? Интересная, напряжённая в том смысле, чтобы ребёнок мог развиваться. Чтобы ребёнку было в ней комфортно. А не по принципу: эта школа модная, престижная. Или: «там ему не дадут спуску». Мы же хотим, чтобы дети сохранили те самые человеческие качества, о которых мы сказали выше. А если у ребёнка после школы и выполнения уроков вообще не остается времени на себя, он тут же начнет делить свою жизнь на плохое и хорошее. И очевидно, в какой категории окажется школа и всё, что с ней связано. А дальше родители пойдут к психологу: «Мой ребёнок стал ленивым, он совсем ничем не интересуется, он совершенно не любопытный». Человек должен учиться с удовольствием.

3. Позиция родителей: Ребёнка надо нагрузить дополнительными занятиями и секциями помимо школы. Если он никуда не ходит, это плохо.

Дима Зицер : Тем, кто так думает, я советую оглянуться вокруг: как сложилась жизнь людей, которые поступали именно так, например ваших родителей или родителей ваших друзей? По логике, мы сейчас с вами должны жить среди великих спортсменов, поэтов, художников, инженеров. Но почему-то этого не происходит. И если мы зададимся этим вопросом, то вынуждены будем признать, что в логике выше сказанного есть какой-то изъян. Но мы же способны не повторять чужие ошибки! Здорово, если человек занимается тем, что он любит. Идеально, если ребёнку тоже нравится музыкальная школа или спортивная секция, куда его отвели родители. Но чаще всего это вызывает сумасшедшее сопротивление. А в 7 лет ребёнок сопротивляться не очень-то может. Потому что боится, не хочет огорчать родителей или просто не в состоянии внятно сформулировать отказ. Вот и получается, что ребёнок учится тому, что не любит, не понимает, зачем ему это делать, не может в этом направлении развиваться, даже с самым хорошим педагогом. Получается такая тюрьма для ребёнка. Разве вам его не жаль?

Если ребёнок отказывается посещать любые занятия, значит, как-то много уже у него этого было в жизни. Родители явно хватили через край. Другая распространённая ситуация. Ребёнок пробует чем-то заниматься и бросает. Родители этого очень боятся. Но ведь это очень хорошо — пробовать и бросать. Это поиск, что очень характерно для детей 6-7 лет. Взрослые же именно так и поступают — выбирают театр, кино, книжки, даже партнёров.

4. Позиция родителей: Ребёнку надо активно помогать делать уроки или хотя бы контролировать их выполнение.

Дима Зицер : Прежде всего, отнеситесь к домашним заданиям спокойно. Если ребёнок хочет делать дома уроки — это некая форма ненормальности. Вот это должно взволновать родителей! Много детей вы видели, которые хотят делать уроки? Приходят домой из школы и говорят: «Ну-ка, я сейчас вместо того чтобы поиграть или погулять займусь любимым делом — уроки поделаю». Ну это же бред? Скажу крамольную вещь. Мне непонятна логика учителей: дома повторить то, что сделали в классе или не успели сделать. На следующий день повторите! Успевайте на уроке, если вы профессионалы. Вам за это зарплату платят. Можно построить урок так, что ребёнку захочется дома глубже исследовать пройденную на уроке тему (замечу: в первом классе такого не бывает), узнать больше, и проектная деятельность на этом основана. Но увы, не все учителя способны так преподавать. Спросите себя, что важнее: удовлетворить учительницу и сделать то, что задали в школе любой ценой — манипулируя ребёнком, говоря, что это его работа, «кончил дело — гуляй смело» и прочие глупости? Или вместе провести время, поболтать, почитать, поиграть, погулять? В 7 лет дети нам ещё очень верят. И очень стараются завоевать нашу любовь. Но уже к 8 годам мы умудряемся нередко сделать так, что дети перестают нам верить. Это сколько раз надо ребёнка обмануть! Уроки — это не ответственность 7-летнего человека. Это ответственность учителя, который странно так поступил и задал домашние задания. Родители должны поддерживать детей. Не учителей. Конечно, если ребёнку нужна помощь и он об этом просит, — помогите, разберитесь вместе. Но не устраивайте из делания уроков неизбывный процесс, ставя это занятие выше всего остального. Уроки — самое неважное из того, чем можно заняться дома.

5. Позиция родителей: Если ребёнок стал плохо учиться, надо наказать его, лишив гаджетов.

Дима Зицер : Термин «наказание» — из области ФСИН, Федеральной службы исполнения наказаний. Человеческие отношения не должны строиться на том, что один начальник, а другой подсудимый. Что один всегда знает, как надо, а другой должен это выполнять. Да, бывает, отношения между родителями и детьми именно так и развиваются. Но в результате плохо всем. Повторяю: школа — это очень сложный период в жизни ребёнка, и своего любимого маленького человека надо поддерживать. А 1 класс — вообще сложнейший период! Ребёнок должен быть уверен, что у него есть «тыл» дома. Если же ему и дома устраивают передовую, как это можно выдержать?

6. Позиция родителей: За хорошую учёбу надо поощрять подарками, а иногда и деньгами.

Дима Зицер : Это называется воспитание проституции. Мне могут возразить некоторые родители: мы же получаем зарплату за свою работу, почему же ребёнка нельзя поощрить так же? Это не одно и то же. Во-первых, зарплату вы получаете не за то, что и так всегда делаете: домашние дела, воспитание детей и т.д. Во-вторых, зарплата — это эквивалент вашему труду, о котором вы договорились сами. Учиться чему-то — характерно для любого человека. Это интересно. Поощряя за учёбу или хорошее поведение материальными ценностями, вы внушаете, что это продаётся. Отсюда возможны два варианта поведения: либо продать подороже, либо позиция «а чего ко мне пристали, я не хочу это продавать».

7. Позиция родителей: Ребёнок не имеет права получать «тройки» и «двойки», а если они есть — надо исправлять.

Дима Зицер : Большинству родителей сегодня очень тяжело живётся. На них оказывают давление социум, знакомые и друзья, собственные родители, воспоминания и привычки. Надо это осознать и попытаться уйти из-под такого многовекторного давления. Как же интересно у мамы складывается жизнь, если она считает, что ребёнок не имеет права получить плохую оценку? Теперь о ситуации «скатился на тройки». Вдумайтесь, что на самом деле происходит. Какая-то тётя или дядя сказал ребёнку посредством отметки: ему кажется (подчёркиваю это слово!), что если бы он был начальником мира, то его ученик — совершенно никчёмен в предмете, который, скорее всего, в его жизни никогда ничего не будет значить. А маме-то что с этого? Почему она считает, что её собственная значимость как личности зависит от оценки, которую учитель, чужой человек, поставил её ребёнку? Если ребёнок расстраивается — поддержите. Нет — и Бог с ней, этой «тройкой».

НЕ ИЗБАЛУЕМ ЛИ МЫ РЕБЕНКА, ЕСЛИ БУДЕМ ЧАСТО БРАТЬ ЕГО НА РУКИ?

Берите грудного ребенка на руки как можно чаще. И особенно, когда он плачет, так как плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа - значит лишить его с самого начала общения. Общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЗАСЫПАТЬ ОДИН?

Мама может посидеть рядом с ребенком, пока он не уснет. В течение этого короткого времени он спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы споете ему песенку или почитаете сказку, это окажет положительное эмоциональное влияние на ребенка. Возможно, что ребенок боится засыпать из-за возможного ночного кошмара. Чтобы предотвратить такие последствия, имеет смысл обеспечить большую эмоциональную безопасность: оставить приоткрытую дверь, включенный ночник, тихо играющую музыку. Бывает, что ребенок просыпается ночью от какого-то кошмара и прибегает в комнату родителей. В этом случае позвольте ему остаток ночи спать вместе с вами.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ, КОГДА РЕБЕНКУ СНИТСЯ ЧТО-ТО СТРАШНОЕ?

Обычно ребенок крепко спит, но при этом он может лежать с открытыми глазами, говорить, кричать, двигаться. Не старайтесь его разбудить в это время. Возьмите на руки, обнимите его, через короткое время он возвращается к нормальному сну. Дети в возрасте от трех до шести лет особенно подвержены этому и могут испытывать ночные кошмары 1-2 раза в неделю. Если это бывает чаще, обратитесь к специалистам.

КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕЖЕЛАНИЕМ РЕБЕНКА ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ?

Прежде всего необходимо понять, почему он не хочет ложиться спать. Ребенок, например, может плакать и капризничать, потому что он плохо себя чувствует, голоден, а может быть, ему просто нужно снять напряжение, накопившееся за день. Старайтесь сделать укладывание спать церемонией. Например, читайте ребенку книжку или пойте определенную песню, предназначенную только для этого случая, или ведите разговор о том, что происходило днем. Главное, выработать у ребенка определенную модель поведения (условный рефлекс). Например, заканчиваете разговор о дне вопросами: "Что ты делал перед тем, как лечь спать?" и "Что ты собираешься делать сейчас?" Когда ребенок ответит на эти вопросы, пожелайте ему спокойной ночи, но так, чтобы это прозвучало как незыблемое правило (например: "А теперь спокойной ночи, спи до самого утра").

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ПРЕВРАТИЛОСЬ В АД?

Обычно трудности с едой возникают после двух-трехлетнего возраста. Именно с этого времени у ребенка происходит естественное снижение аппетита, а главное, ребенок становится личностью и начинает требовать к себе уважения. Ведь у него, как и у каждого человека, свой уникальный набор пищевых вкусов и привычек. Попытки родителей решить эту проблему силовым или обманным путем приводят к неприятным ситуациям. Поэтому главное условие - не создавать трагедий из плохих пищевых привычек ребенка. Не ведите вообще никаких разговоров с ребенком о проблемах с едой. Любое дополнительное внимание, даже негативно окрашенное, будет закреплять плохие пищевые привычки. Старайтесь делать процесс приема пищи как можно более спокойным, не вносите в него элементов соревновательности, не растягивайте еду больше, чем на 30 минут. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Например, некоторые дети лучше едят после прогулки, некоторые - после купания и т. д. Не заставляйте вашего ребенка есть, когда он не хочет. Попытайтесь несколько раз спокойно убедить ребенка поесть, но примите во внимание окончательный отказ, не заталкивайте еду в рот ребенку. Это может только усугубить проблему приема пищи. Если ваш ребенок повторно отказывается от еды или ест, на ваш взгляд, слишком мало, предложите ему маленькие порции или то, что он любит больше всего. Сначала делайте все, что возможно, чтобы ваш ребенок ел с удовольствием и по своей инициативе. Если эта цель достигнута, можно обратить больше внимания на состав и количество пищи.

КАК ПОВЛИЯТЬ НА АГРЕССИВНОСТЬ ИЛИ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ РЕБЕНКА?

Нужно иметь в виду, что агрессивность или застенчивость - это нормальные индивидуальные особенности человека. Поэтому следует принимать ребенка таким, какой он есть. Если же речь идет о чрезмерной агрессивности или чрезмерной застенчивости в поведении ребенка, когда это препятствует общению со сверстниками или взрослыми, тогда очень осторожно следует корректировать такие проявления характера. Если ваш ребенок агрессивен (регулярно доводит других детей до слез, мешает всем собравшимся членам семьи, требуя постоянного внимания к себе):

Покажите, что вы осуждаете то, что произошло в данной ситуации, но не осуждаете самого ребенка;

Научите ребенка уважать права и потребности других людей. Например, воссоздайте в игре ситуацию, где ваш ребенок проявил неоправданную агрессивность, и затем предложите более подходящее ее разрешение. Например, ребенок с силой отобрал у сверстника игрушку. В вашем обыгрывании ситуации вы в роли вашего ребенка вежливо просите разрешения поиграть с этой игрушкой. Если разрешение не получено, вежливо попытайтесь найти компромисс (например, поиграть с игрушкой несколько минут). Если это не удастся, то вам придется найти для игры что-нибудь другое;

Прогнозируйте развитие напряженных ситуаций и дайте о них знать вашему ребенку. Обсудите с ребенком ситуацию и предположительное поведение в этой ситуации. Избегайте обвинительного тона. Просто объясните, что необходимо сделать для более благоприятного развития ситуации. Агрессивные дети обычно сначала действуют, потом думают. Поэтому такая подготовительная стратегия поможет сгладить агрессивность ребенка;

Если на ваших глазах ваш ребенок нарушает права другого, без колебаний вмешайтесь и разберитесь в ситуации;

Всегда поощряйте проявление самоконтроля, самодисциплины, чувства справедливости.

Если ваш ребенок чрезмерно застенчив (им постоянно управляет другой ребенок, он избегает общения со взрослыми, отказывается выходить из комнаты, когда кто-то приходит и хочет его видеть):
не стыдите ребенка за его робость, застенчивое поведение. Обсудите конкретную ситуацию, в которой ребенок проявил застенчивость, например, он не смог принять участие в детской игре. Сыграйте с ребенком в эту игру, убедите его, что он проявил бы себя в ней вполне достойно;

Больше занимайтесь с ребенком, чтобы он имел как можно больше опыта в различных играх и постоянно укреплял уверенность в себе. Предложите застенчивому ребенку в ролевой игре играть роль более уверенного ребенка;

Поддерживайте усилия ребенка в стремлении быть более независимым и настойчивым. Но акцент должен стоять на поступке, а не на самом ребенке;

По возможности облегчайте ребенку потенциальные трудности. Перед ситуацией, которая может стать для вашего ребенка стрессовой, обговорите с ним стратегию поведения, подготовьте его и помогите приспособиться к ситуации прежде, чем оставите его одного;

Тактично вмешайтесь в ситуацию, когда, на ваш взгляд, другой ребенок подавляет вашего. Ни в коем случае не входите в роль ястреба, наблюдающего за добычей. Этим вы только усугубите неуверенность в себе ребенка. Дети младше шести лет нуждаются в помощи взрослого для разрешения конфликтных ситуаций.

КАК НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА?

Шлепать ребенка можно, только пока он еще мал. Примерно в два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и тогда он готов противостоять любым попыткам взрослых как-то обуздать его. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится, и тем сильнее раздражаются родители. Чтобы избежать этого, есть только один выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того, как в нем проявится его "Я". Наказанием для ребенка будет лишение его чего-нибудь приятного (сладостей, похода за интересными покупками и др.).

ЧТО ЛУЧШЕ: ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ КРИТИКОВАТЬ?

Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Есть два общепризнанных метода воспитания - поощрение и наказание, которыми нужно пользоваться очень осторожно. Наказание, например, может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Поэтому по крайней мере необходимо объяснить ребенку, за что конкретно он наказывается.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЕМУ ЧИТАЛИ ОДНУ И ТУ ЖЕ КНИГУ ПО МНОГУ РАЗ ПОДРЯД?

Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книгу. Часто родителей это раздражает. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом в силу того, что младенчество - лучшее время для усвоения информации, определяющее всю его последующую интеллектуальную жизнь. Запоминая стихи и песенки при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире. Любопытство рождает интерес, воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает к дальнейшему развитию. Повторяя, ребенок тренирует свою память. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ?

У ребенка до шестилетнего возраста часто проявляются различные страхи. Для каждого возрастного периода есть свои характерные страхи. От рождения до шести месяцев:

Любой громкий и неожиданный звук или шум;
- любое быстрое движение со стороны другого человека;
- падение, в том числе из рук взрослого;
- общая потеря поддержки.

Семь месяцев - один год:


- любые незнакомые люди;
- раздевание, переодевание и смена обстановки;
- высота.

От одного до двух лет:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- любые незнакомые люди;
- засыпание и сон;
- травма.

Два-два с половиной года:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- незнакомые ровесники;
- ночные кошмары;
- изменения в окружающей обстановке (перестановка мебели, переезд и др.);
- плохая погода (особенно гром и молнии).

От двух до трех лет

Большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
- незнакомые сверстники;
- неожиданные события, изменения в укладе жизни;
- исчезновение или передвижение внешних объектов;
- ночные кошмары.

От трех до шести лет
:
- одиночество;
- незнакомые люди;
- наказание со стороны родителей;
- сказочные персонажи (Баба Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч);
- природные стихии (ураган, наводнение, землетрясение);
- ночные кошмары;
- животные.

Страхи могут быть нормальные, возрастные и патологические. Если какой-то страх владеет ребенком более месяца или мешает ему вести нормальную жизнь, нужно задуматься о помощи. Так же будет уместна консультация специалиста, не является ли чувство страха причиной таких физических симптомов, как быстрое сердцебиение, головокружение, головная боль, тошнота или недержание мочи. Если же речь идет о нормальных страхах, то, как правило, дети быстро вырастают из них, при правильном отношении родителей:
- спокойное сопереживание (нельзя дразнить, стыдить, пугать и т. д.);

Обсуждение страхов с ребенком (чем больше ребенок говорит о своем страхе, тем скорее он его преодолеет);

Анализ своих снов и действий (ненамеренно вы можете передавать ребенку свои волнения и тревоги);

Предвосхищение потенциально страшных ситуаций (не окружайте ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий);

Постепенное, ступенчатое привыкание к страху (Например, если ребенок боится собак, понаблюдайте вместе за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собаку, вместе с вами и вашим ребенком погулять с ней. Если все пройдет хорошо, вы можете предпринять следующий шаг: дайте ребенку возможность в вашем присутствии провести некоторое время со взрослой собакой, пока вы могли бы научить его приемам поведения в такой обстановке).